logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока: рассмотреть прогрессивные черты систем органов млекопитающих, обеспечивающих обмен веществ.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы и схемы, отражающие внутреннее строение млекопитающих; фрагменты фильмов об их жизни.

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: Особенности внутреннего строения млекопитающих (на примере пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем).

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Назовите важнейшие особенности организации млекопитающих как высших позвоночных животных. (Гомотермия, живорождение и выкармливание детенышей молоком, совершенное развитие головного мозга.)

2. Какие структуры защищают млекопитающих от переохлаждения? (Меховой покров и подкожный жир (у лишенных шерсти животных).)

3. Каковы способы защиты млекопитающих от перегрева? (Испарение пота с кожи и слюны с языка (в жару собака его вывешивает из пасти).)

4. Что представляет собой обмен веществ между матерью и эмбрионом? (Через соприкасающиеся стенки тончайших капилляров от матери к плоду поступают питательные вещества и кислород, а в обратном направлении выводятся продукты обмена (мочевина, углекислый газ).)

5. Чем ценно материнское молоко для растущего детеныша? (Оно содержит оптимально сбалансированный полный набор всех нужных детенышу питательных веществ.)

6. Какие части мозга наиболее развиты у млекопитающих? (Кора больших полушарий.)

7. Какие органы чувств млекопитающих развиты лучше, чем у птиц, а какие – хуже? (Обоняние, зрение.)

8. У каких млекопитающих наиболее специализирован скелет передних конечностей? (У быстро бегающих (лошадь), плавающих (тюлени, киты), летающих (рукокрылые).)

9. Сколько позвонков составляют скелет длинной шеи жирафа? (Семь, как у абсолютного большинства видов млекопитающих, включая человека.)

10. Что такое диафрагма? (Мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью у млекопитающих; при вдохе и сокращении ее мышц она становится плоской, увеличивая объем грудной клетки, при выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, желудок выжимает ее вверх, а внутренний объем грудной клетки уменьшается.)

Изучение нового материала

Высокая интенсивность обмена веществ млекопитающих, повышающая их общую и двигательную активность, обеспечивается совершенным развитием пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем.

Важное значение для питания имеют вооруженные зубами челюсти. Ими млекопитающие схватывают, отрывают, удерживают, умерщвляют (хищники) и измельчают пищу. Зубные системы дифференцированы и приспособлены к характеру питания разных видов. Например, у хищных зверей выделяются мощные клыки, которыми они убивают добычу, а у растительноядных хорошо развиты резцы, чтобы срезать траву, и бугристые коренные зубы для ее перетирания. Во рту имеются железы, выделяющие слюну, которая содержит ферменты, способствующие началу переваривания пищи.

Легкие млекопитающих имеют большую внутреннюю поверхность, где осуществляется газообмен (через стенки капилляров в кровь поступает кислород и выводится углекислый газ), что повышает интенсивность обмена веществ. Совершенная кровеносная система обеспечивает полное разделение потоков крови: артериального (насыщенного кислородом) и венозного (содержащего углекислый газ), а почки и остальные части выделительной системы осуществляют надежное освобождение организма от мочевины – токсичного продукта белкового обмена веществ.

Согласованная работа всех систем внутренних органов гарантирует высокую активность млекопитающих, их приспособленность к быстро меняющимся условиям жизни на Земле.

Закрепление изученного материала

Усвоение новых сведений, полученных на уроке, закрепляется рядом вопросов учащимся.

1. Назовите трофические (по характеру питания) группы и приведите соответствующие примеры. (Всеядные (медведи, многие обезьяны) и специализированные: растительноядные (все копытные, слоны, зайцы, грызуны), насекомоядные (ежи, кроты, землеройки, летучие мыши), хищные (волки, лисы, львы, тигры), рыбоядные (выдры, дельфины).)

2. Чем отличаются зубные системы копытных и хищных зверей? (У хищных зверей выделяются мощные клыки, которыми они убивают добычу, а у растительноядных хорошо развиты резцы, чтоб срезать траву, и бугристые коренные зубы для ее перетирания.)

3. Какие млекопитающие не имеют зубов? (Усатые киты (фильтруют большие объемы воды через «усы» – роговые пластинки во рту, отцеживая креветок, моллюсков и мелкую рыбешку), муравьед (ловит муравьев и термитов клейким длинным языком), утконос (как утки, фильтрует воду через роговые зубчики по краям клюва, выцеживая водных беспозвоночных).)

4. У каких млекопитающих больше всего зубов? (Зубатые киты (кашалоты, касатки, дельфины) имеют до 200 одинаковых конических зубов для схватывания и удерживания рыбы.)

5. Какие пищеварительные железы имеются у млекопитающих? (Слюнные, печень, поджелудочная.)

6. Где кровеносные сосуды малого круга кровообращения ветвятся на мельчайшие капилляры? (В легких, где осуществляется газообмен.)

7. Как зависит частота сокращения сердца от величины животного? Какова она у человека? (Нормальный пульс (частота сердцебиений) человека в состоянии покоя – 60–70 ударов в минуту, при физической нагрузке он возрастает.)

Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.