logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока: рассмотреть происхождение рептилий, отметить вымершие и современные группы, охарактеризовать особенности их строения и образа жизни, позволившие им завоевать сушу Земли. Продолжить формировать умение проводить сравнения.

ТИП УРОКА: комбинированный. Объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: Рисунки, фотографии, таблицы и схемы, отражающие эволюцию рептилий, их внешний облик и внутреннее строение; фрагменты фильмов об их жизни.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Как можно кратко охарактеризовать основной результат биологического прогресса амфибий? (Выход на сушу.)

2. Чем ограничивается распространение амфибий по поверхности Земли? (Обязательным наличием водоемов, необходимых для размножения.)

3. Каким образом животные могут преодолеть зависимость от водоемов? (Откладыванием защищенных от высыхания яиц или рождением живых детенышей.)

Изучение нового материала

Как и амфибии, древние рептилии произошли от общих предков – стегоцефалов, когда на Земле около 300 млн лет назад влажный период сменился сухим. Шансы на выживание повысились у тех групп животных, которые меньше зависели от водоемов, благодаря сухой ороговевшей коже, совершенствованию легочного дыхания и, главное, способности откладывать яйца с плотной оболочкой и большим запасом питательных веществ для развития зародыша внутри яйца. Так возникли древнейшие рептилии.

Главное биологическое достижение класса Рептилий – преодоление зависимости от наличия воды для размножения и вследствие этого широкое их расселение на пространствах суши, в том числе по территориям вдали от водоемов. Приспособление рептилий к разнообразным условиям обитания привело к появлению широкого спектра самых разных форм, освоивших землю (растительноядные и хищные динозавры), море (ихтиозавры) и воздух (птеродактили). Среди них были и далекие предки высших позвоночных животных: птиц и млекопитающих. Около 65 млн лет назад абсолютное большинство рептилий (в том числе все гигантские формы) внезапно вымерли (возможно, в результате падения на Землю крупного метеорита, вызванного им длительного густого задымления атмосферы и последующего похолодания). Эволюция сохранившихся рептилий (схема в учебнике на с. 196–197) сформировала современные их отряды: Чешуйчатые (ящерицы, змеи и хамелеоны), Крокодилы, Черепахи и Клювоголовые (до наших дней дожил только один древний вид – гаттерия, живущая в норах на островах Новой Зеландии).

Примечание. Многочисленные названия вымерших форм и их черепов указаны на схеме (с. 197) не для запоминания, а лишь для иллюстрации хода эволюции рептилий; мужчина также помещен там только для масштаба, потому что в неогене 40 млн лет назад, людей на Земле еще не было (тем более в костюмах), а современный человек появился 50—100 тыс. лет назад.

Название класса Рептилии (русский перевод – Пресмыкающиеся) справедливо только в отношении одной группы – змей, тело которых при движении касается земли (пресмыкается), тогда как все другие группы передвигаются на четырех конечностях, причем некоторые ящерицы и крокодилы бегают весьма резво.

Чрезвычайное разнообразие рептилий позволяет рассмотреть особенности их организации на примере какой-либо одной группы, например, наиболее обычных и хорошо известных ящериц (как в учебнике). При этом следует особо выделить следующие черты:

1. Покровы тела из роговых щитков или чешуек, предохраняющие тело от высыхания и повреждений.

2. Появление шейного отдела, позволяющего поворачивать голову и лучше следить за изменениями обстановки (высматривать пищу, своевременно обнаруживать врагов и т. д.).

3. Наличие ребер и, соответственно, грудной клетки, обеспечивающей активное прокачивание воздуха через легкие.

4. Целиком легочное дыхание.

5. Кровеносная система обеспечивает более полное, чем у амфибий, разделение артериальной и венозной крови и лучшее снабжение головного мозга артериальной кровью, богатой кислородом.

6. Размножение путем откладывания яиц в мягкой пергаментной или, реже, в жесткой скорлуповой оболочке (у крокодилов и некоторых ящериц) и с большим запасом питательных веществ (в виде желтка), что обеспечивает внутрияйцевое развитие зародышей, не требующих внешних источников воды.

7. Для некоторых ящериц и змей характерно яйцеживорождение, когда все стадии развития эмбриона в яйце проходят в половых путях самки, а на свет появляются еще маленькие, но уже похожие на взрослых детеныши.

Строение и образ жизни рептилий свидетельствуют о более высоком, чем у амфибий, уровне их приспособленности к разнообразию условий жизни на Земле.

Закрепление изученного материала

Заполнить таблицу сравнительных характеристик рептилий (ящериц) и амфибий (лягушек).


Домашнее задание

1. Зарисовать схему из учебника и назвать внутренние органы ящерицы.

2. Назвать животных из учебника. (Рыба (пескарь), ящерица (самец прыткой ящерицы), моллюск (виноградная улитка), лягушка (бурая), насекомое (муравей).)

3. Приготовить сообщения об особенностях образа жизни, внешнего и внутреннего строения следующих групп рептилий: «Крокодилы», «Черепахи», «Змеи».

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.