logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели урока: обсудить условия существования и приспособления (адаптации) птиц к жизни в степных, прибрежных и болотных местах обитания.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, таблицы с изображениями рассматриваемых ландшафтов и обитающих там птиц; фрагменты фильмов об их жизни.

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос.

1. Зачем птицы насиживают кладку? (Чтоб обеспечить необходимой энергией развитие эмбрионов внутри яиц.)

2. Откуда развивающийся зародыш получает питательные вещества? (Яйца птиц обеспечены большим запасом ценных питательных веществ, сосредоточенных в желтке.)

3. Что собой представляет белок яйца? (Студенистая прозрачная оболочка обеспечивает развивающийся эмбрион водой и служит ему дополнительной защитой. Питательных белков этот слой практически не содержит, а его название сугубо бытовое – под влиянием высокой температуры он свертывается и становится белым (сравните цвет белка в сыром и вареном курином яйце).)

4. Почему скорлупа, большинства птиц окрашена, покрыта пятнышками и крапинками? (Это покровительственная (камуфляжная) окраска, которая делает кладку яиц малозаметной для врагов.)

5. Выскажите предположение – где гнездятся птицы, имеющие белую окраску яиц? (В укрытиях: дуплах (дятлы, совы) и норах (береговые ласточки, зимородки). Но есть исключения: яйца открытогнездящихся голубей белого цвета, вероятно, потому, что относительно недавно они гнездились в укрытиях и еще не приобрели покровительственную окраску яиц.)

Изучение нового материала

Заслушав один или два сообщения учащихся, учитель комментирует их, дополняет и обобщает.

После сообщения о птицах пустынь можно отметить, что сейчас страусов разводят на фермах не только на их родине в Африке, но и в других странах, в том числе в России. В пустынях и степях (прериях) Южной Америки живет страус нанду (изображен в учебнике), а на открытых пространствах Австралии – эму.

Прослушав доклад о птицах водоемов, полезно спросить учеников – каких птиц они видели, например, на берегу реки или озера. Учащиеся, скорее всего, вспомнят рассмотренных в учебнике уток, а также мелких куликов, береговых ласточек (живут колониями на обрывистых берегах, в глубоких, более 1 м в длину, узких норках, которые сами роют своими слабыми лапками и клювами; яички белого цвета), редко летающих над водой рыболовов: коршунов, цапель, чаек и крачек. Большинство упомянутых в учебнике гусей живет в тундрах, на севере, и увидеть их можно только на весеннем или осеннем пролете. В лесах вблизи водоемов почти по всему свету встречается рыбоядный хищник скопа, а в Северной Америке – также белоголовый орлан.

Дополняя материал о болотных птицах, необходимо уточнить, что белые аисты гнездятся в поселках, а в сырых местах они только охотятся. На болотах устраивают свои гнезда журавли, а также кулики (кроншнепы, веретенники, бекасы), что отражено в русской поговорке: «Всяк кулик свое болото хвалит».

В заключение необходимо отметить, что большинство видов птиц живет в различных лесах, что отражено в иллюстрациях учебника. Из примерно 60 изображенных здесь видов птиц почти половина обитает в лесах.

Закрепление изученного материала

Начать заполнение таблицы гнездовых ландшафтов птиц, изображенных в учебнике (один и тот же вид может жить в разных ландшафтах).


Домашнее задание

1. Завершить заполнение таблицы (с учетом птиц, изображенных в учебнике).

2. Назвать виды, изображенные  в учебнике и указать их гнездовые ландшафты: 1) ласточка городская (поселения человека), 2) ястреб (лес), 3) крапивник (лес), 4) чирок-свистунок (водоемы), 5) серая цапля (лес вблизи водоема), 6) большой пестрый дятел (лес), 7) сова-неясыть (лес), 8) шилоклювка (берега водоемов), 9) серая куропатка (поля и степи).

3. Подготовить 1–2 сообщения об одном из отрядов птиц: либо рассмотренных в учебнике (хищные птицы, совы, куриные, пингвины), либо на усмотрение учащихся (если имеются видеозаписи о жизни разных птиц, доклады можно заменить их просмотром с последующим комментарием).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.