logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Образовательные задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии; вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи: развитие памяти, внимания; развитие образного мышления; развитие творческого воображения; развитие восприятия; повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи: воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся; самореализация личности подростка  в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная установка, презентация, заготовки для аппликации, оценочные листы жюри.

Ход урока

 

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить.

У природы живые ноты:

Песня поля и музыка моря.
Ручейками звенит природа, 
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.

Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных: красивая как лебедушка; хитрая как лиса; глухой как тетерев; задиристый как петух и др.

Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.

Саламандра, тритон - эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.

Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают.

Разделимся на 2 команды. Название командам вы определили заранее. Оценивать вашу работу будет жюри – наши гости. Итак, начнём!

Задание 1. «А ну-ка, отгадай!».

Учитель: Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия земноводных, оканчивающиеся на букву «а». Продолжительность конкурса  –  3 минуты. Максимальное количество 5 баллов (ответы: жаба, квакша, лягушка, червяга, саламандра).

Жюри  оценивает первый конкурс и выставляет оценки.

Задание 2. «А ну её в болото!».

Учитель: Из болота пришли шифровки. Слоги в словах перепутаны. Переставьте их так, чтобы получились названия земноводных. Продолжительность конкурса – 3 минуты. Максимальное количество 3 балла.

(ответы:  тритон, стегоцефал, амбистома, чесночница).

Жюри  оценивает второй конкурс и выставляет оценки.

Учитель. Ярко - розовые, жёлтые с чёрным, ядовито-зелёные, тёмно-бордовые с металлически - синими пятнами - лягушки древолазы из лесов Центральной и Южной Америки восхищают своими фантастическими расцветками. Эти лягушки, не таясь, сидят средь бела дня на земле или на деревьях, защищенные своим великолепием. Броский цвет - ясное предупреждение: смотри, но не трогай. Ярко окрашенная кожа некоторых из этих квакушек содержит самый сильный в царстве животных яд - гомобатрахотоксин: достаточно 0,00001 г, чтобы убить человека.

Местные индейцы веками смазывают лягушачьей слизью стрелы и иглы для духовых трубок. Яд настолько концентрирован, что одного золотистого древолаза хватает на 40 отравленных наконечников. Обезьян, оленей и других небольших животных меткий выстрел парализует за несколько секунду. Однако у слизи древолазов обнаружены и иные ценные свойства. Она содержит, например, болеутоляющее вещество, которое сильнее морфия. Лягушки не страдают от бактериальных инфекций: считается, что их нежная кожа содержит мощнейшие антибиотики.

Лягушка – древолаз (видеоролик).

Задание 3. «Знаешь ли ты строение земноводных».

Учитель: Задание на доске (на рисунке обозначены части скелета лягушки, нужно правильно их подписать). На обдумывание дается 3 минуты. Максимальное количество 5 баллов.

Валеопауза.

Лягушкам поставлено много памятников, более двадцати.

За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? Нет! Обыкновенная, известная всем лягушка «увековечена» вполне заслуженно. Это маленькое животное помогло сделать человеку много очень важных открытий. Издавна естествоиспытатели и медики проводят свои бесчисленные опыты на лягушках. Она очень живуча и ее легко добыть.

В конце XVIII века знаменитые ученые Гальвани и Вольта обнаружили электричество у животных. А помогли им сделать это важное открытие опыты с лягушками. Лапка лягушки была долгие годы единственным электроизмерительным прибором физиков.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов, изучая работу мозга, многие опыты проводил на лягушках. Когда царское правительство задумало судить ученого за его открытия, то вместо адвоката он решил взять с собой в суд лягушку, чтобы на глазах судей проделать свои опыты.

Первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. Поставлен он (как предполагают) по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Так отблагодарил ученый своих подопытных животных. Ведь им он был обязан рядом важнейших открытий.

Второй памятник воздвигнут совсем недавно в Токио студентами-медиками. Вот перед вами памятник лягушке в Бостоне, в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя, в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки Неглинки.

При въезде в городок  штата Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень  красивая, но жуткая история… 
Учащийся. Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток - не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент - Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели. Наутро их удивлению не было конца - вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек. Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва». 

Задание 4. Внимание, чёрный ящик! 

Какое изобретение придумал человек, позаимствовав у земноводных некоторые особенности их строения? На обдумывание дается 3 минуты. Максимальное количество 5 баллов. Ответ: ласты.

Учащийся. Из истории изобретения ласт. О ластах, изобретенных Леонардо в 1488 году, в цивилизованных странах забыли аж до 20 века. Между тем аборигены островов Тихого океана во время охоты с острогой на рыб продолжали использовать плавники, сплетенные из листьев пальмы. Первым из европейцев занялся изготовлением ласт (изобретатель назвал их «лопастями») француз Луи де Корлье. Он бился над изобретением с 1927 по 1933 год. Лопасти Корлье позволили ныряльщику увеличить силу отталкивания под водой на 50%. На этом ласты были вновь забыты, хотя автор изобретения успел их запатентовать. В 1938 году американец Оуэн Черчилль, олимпийский чемпион по парусному спорту, отдыхая на Таити, обратил внимание на чудо-ноги местных ныряльщиков. За бесценок он купил у аборигенов несколько образцов, увез их в Америку и занялся усовершенствованием этих «лягушачьих лап». На доработку потребовался год. Купив у Корлье согласие на изготовление ласт, он начинает их массовый выпуск.

Задание 4. «Лягушонок».

Учитель: Каждая команда получает изображение лягушонка, которого  нужно собрать из заготовок. Оценивается быстрота и качество выполнения задания. Оценка - 5 баллов.

Задание 5. Найдите лягушек, спрятавшихся в листве (слайд 22, ответ: их три). Оценка – 5 баллов.

Жюри  оценивает  конкурс и подводит окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель.

Учитель: Друзья! Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, время для вас пролетело незаметно, вам было интересно и вы узнали ещё много нового о земноводных.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.