logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Цели урока: рассмотреть основные признаки животных и их отличия от растений. Показать многообразие животных. Охарактеризовать специфику подцарства Одноклеточных. Расширение знаний о многообразии живых организмов. Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: фотографии, рисунки, чучела и другие коллекционные экземпляры различных животных; таблицы, отражающие систему царства животных; культуры амеб, инфузорий или иных одноклеточных животных.

План урока:

 

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные».

Изучение нового материала

Характеристику основных признаков животных логично выстроить как их сопоставление с растениями. Ключевые отличия животных проявляются в их подвижности, гетеротрофном питании, особенностях строения клеток, характере роста и развития, внешней симметрии тела.

Важно показать процветание царства Животных, которое характеризуется повсеместным их распространением и систематическим разнообразием, значительно превосходящим все другие царства. Отметить, что зоологам известно порядка 2 млн видов животных, т. е. во много раз больше, чем видовое разнообразие всех остальных царств вместе взятых. Количество типов, классов и других систематических единиц также значительно больше, чем в остальных царствах, что следует подчеркнуть иллюстрациями и коллекциями разнообразных животных. При всем очевидном их различии, учитель предлагает учащимся найти некоторые сходные черты (клеточное строение, способность к размножению, росту и развитию, обмену веществ). Весьма информативная схема на с. 93 учебника, она может быть использована для узнавания вместе с классом изображенных животных (сверху вниз): жук-плавунец (класс Насекомых), представитель отряда Грызунов рыжая полевка (от мышей ее отличают маленькие глазки, короткие уши и хвост), осьминог (тип Моллюсков), белая акула (класс Хрящевых рыб), майский жук (класс Насекомых), ядовитая змея гадюка (отряд Чешуйчатые, класс Рептилий; от ужа ее отличает темная «шахматная» окраска и отсутствие двух желтых или оранжевых пятен по бокам головы), заяц (класс Млекопитающих), схема кровеносной системы виноградной улитки (тип Моллюсков), скелет лягушки (класс Земноводных), схема кровеносной системы костных рыб (в отличие от акул у них не 5, а 4 жаберных щели и столько же жаберных артерий), скелет голубя (класс Птицы), медуза (тип Кишечнополостных), морская звезда (тип Иглокожих), орангутан (отряд Приматов, класс Млекопитающих), бабочка-ленточница (класс Насекомых).

Пояснение. Характеризуя различия в строении растительной и животной клеток следует подчеркнуть, что клеточные оболочки имеются у каждой из них, но у животных они тонкие и проницаемые для межклеточного обмена веществ, а у растений стенки клеток состоят из прочной целлюлозы.

Упоминая симметрию тела, как один из признаков животных, можно задать учащимся вопрос: «Характерна ли симметрия и для всех внутренних органов всех видов животных?». Ожидаемый отрицательный ответ: асимметричное положение сердца человека в левой части груди.

К подцарству Одноклеточных относятся 3 типа, которые в ряде учебников рассматриваются как общий тип простейших. Более того, в некоторых системах одноклеточные животные и растения (водоросли) объединены в отдельное царство Протистов. Составляя поурочные планы, учитель может включить в первый урок, посвященный животным, краткую характеристику всех трех типов простейших, отметив их отличительные особенности (например, неспособность паразитических споровиков самостоятельно жить вне организмов хозяев) и практическое значение.

Важно подчеркнуть, что единственная клетка простейших функционирует как целостный самостоятельный организм, прежде всего благодаря наличию специализированных органов движения: псевдоподий, жгутиков, ресничек. Полезно отметить способность простейших через образование цист весьма длительное время переживать неблагоприятные условия жизни. Заслуживают особого упоминания исключения из гетеротрофного питания, свойственного абсолютному большинству животных, – способность синтезировать биомассу органических веществ, т. е. питаться автотрофно, некоторых видов класса жгутиковых (эвглена зеленая, вольвокс). Простейшие обычно размножаются простым делением, т. е. бесполым путем, но в неблагоприятных условиях они способны и к половому размножению через слияние и последующее деление взрослых особей.

Рассматривая значение простейших, следует упомянуть не только опасные для человека и других животных паразитические формы (дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, трипаносома, лямблии), но и их положительную роль в водных экосистемах в качестве обильного корма для множества других животных, например, мальков рыб.

Закрепление изученного материала

Вместе с учениками вернуться к рассмотрению схемы основных отличительных признаков животных.

Домашнее задание

Выполнить задание (назвать трех представителей простейших и их органоиды), предложенное на верхнем рисунке на с. 101. Заполнить соответствующую таблицу, кратко характеризуя особенности процесса жизнедеятельности каждого типа простейших.

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.